Православие в истории и культуре российского казачества

Зародившись на южных рубежах Руси, казачество было в числе первых народов, всем сердцем воспринявших веру Христову. Природное стремление казака к независимости, к воле вылилось в девиз «Душа — Богу, жизнь — отечеству, честь — никому!» Ведь если человек считает себя рабом Божиим, значит он более не раб никому. Казаки не согласились стать католиками, не пожелав подчиняться диктату Папы. Верно понятые слова апостола Павла о том, что «во Христе нет ни раба, ни свободного, ни эллина, ни иудея, но новая тварь»  помогли казакам, в отличие от горделивой и заносчивой польской шляхты, с Христовой любовью относиться к инородцам, покорять их этой любовью, как было в Сибири и на Аляске, и впоследствии даже принимать в свои ряды.

Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа со времен далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

1.Уважительное отношение к старшим.

2.Безмерное почитание гостя.

3.Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед  родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной. Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главная обязанность – подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был настолько непререкаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сыновей, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения. Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков, оно прививалось в семье с ранних лет и являлось внутренней потребностью. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немощи и неспособности постоять за себя, казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».

Безмерное уважение к гостю обусловливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не  оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены. Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Уважительное отношение к женщине (матери, жене, сестре) определяло понятие чести казачки – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе  со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших  времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто  «надрать уши», а то и «угостить» легкой  оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекор и свекровь) для жены, так и отец и мать жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему или сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему (считалось: лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. Длительный период у казаков были в обычае как мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки, скорые на расправу, могли пустить в ход оружие. Характерно, что в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы – это было заботой о нравственности устоев молодежи – ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто-то «перехватил лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Француз Боплан писал о казаках: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг другу, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками. Однако во время похода объявлялся «сухой закон», отважившегося напиться немедленно казнили. Но и в мирное время быть с водкой за панибрата могли только рядовые казаки, для «начальных людей», кто по существу руководит казачеством, пьянство считалось серьезным недостатком. Среди атаманов всех уровней пьяниц не было, да и быть не могло, ибо им тут же было бы отказано в доверии. Были, конечно, в среде казачества, как и в каждом народе, люди с темным прошлом – разные убийцы, преступники, проходимцы, но никакого влияния они оказывать не могли, им приходилось либо в корне меняться, либо принимать лютую казнь. Всему миру было известно, что законы у казаков, особенно у запорожцев, чрезвычайно строги, и расправа быстра».

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях. Клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господни и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство – были жестоки: «В куль, да в воду».

Оглядываясь на славное прошлое казачества, можно с уверенностью сказать, что казаки стали славным воинством Христовым и оставались им, несмотря на многие и подчас тяжелейшие испытания, лишь благодаря крепкому стержню — Православной Вере, дававшей им нравственную опору в повседневной жизни и бесстрашие в бою «за други своя», позволяющей всегда и везде, даже будучи заброшенным в самые дальние уголки мира, говорить: «Слава Богу — мы казаки!»

 

Протоиерей Валерий Мельничук, настоятель Свято-Покровского храма г. Тулуна,

окружной священник Присаянского округа Иркутского казачьего войска

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *