Тулунчане встретили международный крестный ход

9 октября в Тулун прибыла духовно-просветительская экспедиция «Последний путь святой мученицы». Миссионеры, следующие из Свердловской области, доставили в Покровский храм икону мучениц великой княгини Елизаветы Романовой и инокини Варвары с частицами их мощей и образ царственных страстотерпцев (императора Николая II, императрицы Александры и их детей) с землей из Ганиной ямы.

В течение дня перед иконами совершались молебны, а верующие прикладывались к святыням. Крестный ход, прибыв на Иркутскую землю, уже посетил Бирюсинск и Нижнеудинск, далее его будут встречать Саянский, Братский и Иркутский районы нашей области. Начался крестный ход 18 июля 2018 года, его завершение планируется на конец осени. Духовно-просветительская экспедиция следует через Урал, Сибирь и Дальний Восток в Китай,  а конечная точка маршрута – Иерусалим.

О целях этого масштабного проекта, об уже пройденном пути и о том, почему был избран именно такой маршрут, рассказали сами участники экспедиции.

Виталий, житель Свердловской области, участник духовно-просветительской экспедиции «Последний путь святой мученицы»:

– В этом году памятуется скорбная дата убиения царской семьи и великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и инокини Варвары. Начала свой ход экспедиция 17 июля в г. Екатеринбурге и прошла большим крестным ходом с Патриархом всея Руси. На следующий день мы отправились в г. Алапаевск, где воочию увидели последнее пристанище – Напольную школу,– где великая княгиня и особы царской крови содержались под стражей. А после этого они были убиты неподалеку от Алапаевска, на этом месте сейчас расположен мужской монастырь.

Наша экспедиция задумана владыкой Гурием, епископом Арсеньевским и Дальнегорским, при содействии Императорского православного палестинского общества, которому покровительствовала великая княгиня после смерти своего мужа, а также Международной православной экспедиции «По странам и континентам». И, памятуя о большой-большой пользе, которую принесла нам княгиня, было решено провести эту экспедицию.

Великая княгиня была уроженкой Германии и вышла замуж за великого российского князя Сергея Александровича. После того, как Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, Елизавета Федоровна стала, как бы мы сейчас сказали, первой леди столицы. Спустя семь лет после замужества она приняла православие. Она была очень набожным человеком, воспитывалась в вере, но не нашей, а протестантской.

После свадьбы они с мужем отправились не в кругосветное путешествие, не в страны Запада, а в Подмосковье. Красоту нашей страны великая княгиня увидела воочию, но наряду с этим она увидела и – будем говорить откровенно – нищету, бедственное положение русского народа. И первое, что она сделала: поставила храм, больницу, пригласила акушера. С этого момента она начала свою деятельность на ниве милосердия.

Стоит только сказать, во что она превратила Кремль. Она оставила только зал, где проходили коронации, и небольшое помещение для своего проживания. А остальные палаты, покои были превращены в швейные мастерские, склады для сбора нужд фронту, где принимались пожертвования. Сбор средств для фронта, проводимый ей, был просто огромен, посылки отправлялись поездами. Но, давая фронту теплые вещи, она не забывала и о душевном: посылала иконы, иконостасы, киоты.

… Террорист Каляев бросил бомбу в генерал-губернатора Москвы – от великого князя осталась только голова. Выходя из Кремля, Елизавета Федоровна услышала взрыв. Она своими руками собрала останки тела своего мужа и отнесла в храм, где началась неусыпающая панихида. На третий день она отправилась в тюрьму к террористу и простила его.

С этого момента начинается перерождение человека. У великой княгини отняли все. Приняв это, как волю Божию, на сороковой день она полностью преобразилась, отвергла все светское. Елизавете Федоровне больше не нужны были ни золото, ни серебро, ни балы, ни выступления, она продала все свои драгоценности. Она купила земельный участок, и в Москве, на Ордынке, возникла Марфо-Мариинская обитель. Лучшие архитекторы, лучшие художники, лучшие скульпторы потрудились, чтобы эта обитель стала настоящей жемчужиной Москвы. Но не внешнем заключалась красота этой обители. Все операции в обители проводились бесплатно, все лекарства раздавались бесплатно.

Елизавета Федоровна собирала детей из самых трущоб. Она собрала 12 тысяч мальчиков, 16 тысяч девочек – это население среднего города. Всех распределила по приютам, и они получили образование. Количество благотворительных организаций, организованных княгиней, было огромным. На 100 тысяч человек в царской России приходилось 6 благотворительных организаций.

Советская власть понимала, какую роль играет великая княгиня и не посмела арестовать ее прилюдно. Елизавету Федоровну Романову, ее келейниц и еще шестерых особ царской крови заключили под стражу тайно и вывезли в Алапаевск. В ночь с 17 на 18 июля 100 лет назад под покровом ночи великую княгиню вместе с ее спутниками сбросили в заброшенную шахту глубиной 60 метров. Впоследствии «красные» забросали шахту гранатами, пытаясь скрыть свое преступление. Проходивший мимо крестьянин слышал, как из шахты доносились церковные песнопения.

Осенью 2018 года Белая армия Колчака захватила Урал, был организован поиск царственных страстотерпцев и великой княгини. Советской властью давались ложные сведения, что они сбежали за границу. Но нет. Их тела были обнаружены, и каково же было удивление, когда увидели, что мощи святой княгини нетленны. 11 октября мы будем памятовать день обретения мощей великой княгини.

Мощи были упокоены сначала в Алапаевске, но, памятуя о воле великой княгини быть захороненной в Иерусалиме, духовник святой княгини на протяжении двух лет путешествовал через Россию и Китай в Святую Землю.

Наша экспедиция проходит, практически повторяя этот маршрут. Но, конечно, сейчас у нас и время более спокойное, и население возросло, поэтому мы немного уходим от истинного маршрута, захватываем какие-то митрополии. Мы не останавливаемся только на храмах и приходах, параллельно у нас идут встречи в тюрьмах, домах ребенка, больницах, хосписах, домах престарелых, воинских частях, мы были даже на локомотивном заводе в Нижнеудинске.

Огромное спасибо за теплый прием. Княгиня Елизавета очень любила цветы, и промыслительно было встретить дорожку из цветов, которую мы увидели на подъезде к вашему храму.

Расскажите о своих личных впечатлениях. Как люди вас встречают?

Алексей, участник экспедиции, г. Барнаул:

– Встречают хорошо, в людях вера все-таки есть, просыпается. Просветительская экспедиция – это миссия, чтобы немного разбудить народ, чтобы люди узнали, кто такие были Елизавета Федоровна, инокиня Варвара, какие-то исторические моменты.

А как реагируют, когда вы приходите в тюрьмы, в больницы – скажем так, к неподготовленной аудитории?

Виталий:

– Там идет встреча другого рода. Если ты заходишь в онкологический хоспис, там не скажешь речь – люди прикладываются к мощам и получают помощь.

Алексей:

– В храмах люди обычно оповещены и ждут, встречают с открытым сердцем. А там для людей это неожиданность, такая нечаянная радость. Часто работаем в режиме импровизации. Например, мы заходим в тюрьму, для людей это неожиданно, и у них радость.

Вчера мы были в Нижнеудинске, на вагоноремонтном заводе. Был день памяти преподобного Сергия Радонежского, и на этом заводе находится часовня в его честь.  Там, перед святынями, которые мы привезли, был отслужен благодарственный молебен, акафист. Работники этого завода могли приложиться, приходили, участвовали в богослужении.

Виталий:

– И скажу вам, что места в часовне не было, она была полной.

А мощи инокини Варвары путешествовали вместе с мощами Елизаветы Федоровны?

Алексей:

– Да, Варвара – одна из первых насельниц Марфо-Мариинской обители, которую создала Елизавета Федоровна. Она изначально была рядом с княгиней. Видимо, для Елизаветы Федоровны она была и как подруга и как сестра. Она делала для нее все, она была постоянно рядом, это было плечо, на которое всегда можно опереться. У Варвары была возможность уехать. Ей говорили: «Вы можете остаться в Елизаветой Федоровной, но она будет убита». Инокиня Варвара добровольно разделила эту участь до конца. Она приняла смерть за други своя. Это наибольшая заповедь, о которой говорил Христос: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, жизнь свою отдаст во имя любви. Инокиня Варвара этот закон исполнила полностью.

Что случилось с Марфо-Мариинской обителью?

Виталий:

– После ареста великой княгини Марфо-Мариинская обитель какое-то время существовала, но ее ждала печальная участь. Обитель была разграблена и запущена. Но сейчас она восстановлена.

Алексей:

– Идет возрождение движения крестовых сестер.

 Виталий:

–Мы едем по России, смотрим, и нам бы очень хотелось, чтобы движение сестричества было в каждом населенном пункте. Мы все сейчас нуждаемся в той помощи, которую оказывала великая княгиня. Слава Богу, что ростки этого есть. Мы видим, что есть очень хорошие большие сестричества, например, в Новокузнецке, в Новосибирске. То есть это должно быть не чем-то из ряда вон выходящим, а повседневным. В нас должна быть такая любовь и добродетель, которую творила великая княгиня. Если она будет чаще просыпаться в нас, то я уверен, внутреннее состояние нашей страны изменится к лучшему. Мы будем терпимее друг к другу. Это, наверное, основная задача нашей экспедиции – прославление княгини через ее жизненный подвиг.