Церковь учит нас, что помимо физического, существует духовный мир, населенный разумными, добрыми существами – ангелами. Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», т.к. через ангелов Бог сообщает людям Свою волю.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них — вероятно, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго». Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.
Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. В Библии он именуется «вождем воинства Господня», т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…». Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь.
В Книге пророка Даниила архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. Некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником многих важных событий в жизни евреев, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии.
Церковь почитает архистратига Божия Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 21 ноября (по новому стилю).