В Вознесенском монастыре, в день храмового праздника Вознесения Господня в 1766 году, у настоятеля архимандрита Синесия было много гостей, а во главе их иркутские — епископ Софроний и первый губернатор Фрауендорф.
После обеда губернатор полюбопытствовал видеть нетленное тело Иннокентия. Преосвященный, после долгого, говорят, отрицания, приказал открыть пещеру над гробом. И что же? Посланные нашли могильный склеп сверху донизу за валенный снегом, а дело происходило 1 июня. Велено было снег очистить; но по мере того, как очищали, появлялся новый. По отъезде же губернатора пещера оказалась бесснежной и чистой, как и всегда была, и в которую снег не проникал никогда и зимою.
***
В 1770 году проживавшая в Иркутске Пелагея Судейкина сильно заболела горячкой. Во время болезни ей было видение: больной представилось, будто она стоит в Тихвинской церкви, и святитель Иннокентий совершает утреню. Она просила благословения. Святой вышел из алтаря, благословил, потом послал ей со светлым юношей частицу артоса; она вкусила и почувствовала себя здоровой. Желая возблагодарить своего целителя, Пелагея спросила, какую читать ему молитву? Святитель вторично вышел к ней, развернул перед ней свиток, в котором было написано: «Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвало, безпомощных заступниче, отче наш, иерарше, моли Бога о нас!»
Пробудившись, Пелагея почувствовала себя совершенно здоровой и тотчас же встала.
***
Якутский купец Павел Лебедев переломил себе ногу. Его болезнь так усилилась, что он стал готовиться к смерти. В ночь на 3 января 1785 года в комнату, где лежал больной, вошел старец с жезлом в руке и сказал: «Проси помощи у Иннокентия, что в Иркутске».
Лебедев проснулся, но потом опять погрузился в дремоту, не придавая особенного значения видению. Святитель опять явился и, укоряя болящего в неверии, ударил жезлом в пол. Лебедев, пробудившись, увидел на полу след удара. Он начал верить. Перед утром святитель в третий раз явился болящему, и ужасная боль сменилась легким зудом. Утром Лебедев уже мог ходить без костыля и поспешно направился к гробу своего целителя.
***
В 1786 году протоиерей Иаков Загоскин заметил, что зрение его стало слабеть. Он долго страдал и, наконец, вовсе перестал видеть. Слыша о чудесах, которые подает святой Иннокентий, больной непрестанно обращался к нему с молитвой о помощи. Однажды, сидя в кресле, он забылся легкой дремотой. Вдруг перед ним явился святитель Иннокентий в полном облачении, как он почивает во гробе. Святиой положил свою десницу на голову болящего и повелел чаще призывать его имя. Спустя некоторое время протоиерей начал слегка разбирать окружающие его предметы, а потом стал ясно видеть все.
***
В Вознесенский монастырь, в котором были погребены мощи святого Иннокентия, однажды прибыли два человека, чтобы прогуляться. Зайдя в церковь, они остановились перед ракою угодника Божия и начали кощунствовать: один взял святителя за руку, другой за ногу. Господь скоро наказал их за дерзость. Когда они возвращались домой, дрожки, на которых оба ехали, упали, и один из кощунников сломал себе руку, а другой – ногу.
***
Летом 1783 году в Вознесенском монастыре произошел пожар. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, сгорели кельи все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку, при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был!»
Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне, и просил у епископа Михаила разрешения вынести их из пещеры. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь».
И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами.
***
В 1796 году из Екатеринбурга была приведена в Иркутск одна слабоумная женщина. Кто она была такая, как было ей имя – никто не знал. Она впала в тяжелую болезнь. Добрые люди приютили ее. Находясь в болезни, она просила денег у своих благодетелей. «На что тебе деньги?» – спросили ее. «Мне надо идти за реку, поставить свечи там, где живут одетые в черное платье и погребен старец». Ей дали денег, она переправилась через Ангару, попросила указать ей дорогу в Вознесенскую обитель. В это время в монастыре совершалась литургия. В течение всей службы больная усердно молилась перед иконою Богоматери и часто подходила к тому месту, где находилась гробница святителя. Через два дня слабоумная не только получила исцеление от своего недуга, но и стала рассуждать совершенно здраво. Умственное расстройство у нее прошло. Она рассказала, кто она и откуда, прибавила, что ей во сне явился святой Иннокентий, велел исповедаться и приобщиться Святых Таин. Он сказал ей, что вскоре, в такой-то день, она умрет. Действительно, в назначенный святителем день она умерла.
***
Иркутский протоиерей Иоанн Логинов восемь лет страдал глазною болезнью и напоследок ничего уже не мог видеть. К тому же в одном глазе открылась невыносимая ломота, продолжавшаяся более полутора месяцев. В 1795 году протоиерей обратился с усердной молитвой к святителю Иннокентию. Во время, когда больной, сидя в кресле и облокотясь на стол, держал руками голову, святитель положил ему на голову свои руки и сказал: «Призывай в помощь Иннокентия». Старец в первый раз увидел горницу, в которой сидел, а затем получил совершенное исцеление глаз и до самой смерти обладал хорошим зрением.
***
Дочь священника иркутской Спасской церкви девица Анастасия Гаврилова, находясь в 1795 году в тяжелой болезни, просила помощи от Святителя Иннокентия. Она уснула, и виделось ей, что она в праздник Пасхи пришла к литургии в Иркутскую Крестовоздвиженскую церковь, в которой никого не было, кроме стоявшего в царских вратах архиерея с чашею в руке, из которой Он приобщил больную Св. Тайн, и сказал: «Имей веру неослабную к святителю Иннокентию, и будешь здрава». Когда же она отступила от Чаши, то увидела мальчика, который сказал ей: «Святитель, приобщивший тебя Святых Таинств, есть сам Иннокентий». Пробудившись, она почувствовала облегчение и скорую возможность идти в монастырь — благодарить угодника Божия.
***
В начале июля 1796 г. вдова иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева по случаю кончины 30-летнего сына впала в невыносимую тоску и тяжело заболела. Во время сна ей явилось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу. Больная спросила: «Чья это гробница?» «Молись, молись Иннокентию и избавишься от недугов», — отвечали ей священники. Сказав это, они вынесли гроб. Больная, пробудившись, почувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздоровела.
***
Тульский купец Даниил Шапошников, в бытность свою в Иркутске летом 1798 году тяжело заболел, два месяца не вставал с постели, не употреблял пищи. В одну ночь он задремал и видит, что в комнату к нему вошел архиерей в мантии, старец, украшенный сединами, остановился у возглавия больного, ударил жезлом в пол и сказал: «Встань!» Удар был так силен, что больной вздрогнул и, встрепенувшись, спросил у жены, находившейся в той же комнате: кто был у нас и стучал в пол?.. Она, находясь в испуге, отвечала, что слышала, как отворилась дверь, и что сама от стука в пол пробудилась и полагает, что их посетил святитель Иннокентий, которого она призывала в помощь. С этого времени больному стало легче, и он вскоре выздоровел.
***
Обновление иконы святителя Иннокентия
Прихожане Знаменского храма рассказывали, что когда-то, лет тридцать-сорок назад, икона святителя Иннокентия было совершенно черной. На ней ничего не было видно – только маленькое окошечко с частицей мощей. Но все знали, на ней изображен иркутский святитель. Священники и миряне с благоговением прикладывались к нему и служили перед ним акафисты.
Но за несколько лет до второго обретения мощей икона начала постепенно обновляться. Сначала все увидели голубой молниеобразный зигзаг – так проявились складки ткани на жезле в руке святителя. А потом проступил и образ самого святого.
***
Возвращение мощей
30 августа 1990 года святые мощи в сопровождении священников Сергия Кузнецова и Александра Белого возвратились в Иркутск из Ярославля. Вот как это путешествие описывает сам отец Александр (из книги «Возвращение»):
«Чтобы перевезти мощи в Иркутск, железнодорожные власти требовали справку санэпидемстанции и цинковый гроб! То обстоятельство, что по имеющимся документам человек отошел ко Господу в XVIII веке, никого из чиновников не смущало. Не помогло и общение в вышестоящие инстанции, все разводили руками: дескать, такая инструкция. <…> Обращались в авиационные перевозки – та же история. Ездили в Москву к авиационным властям – бесполезно. <…>
В конце концов, придумали следующее. Когда Иркутский скорый поезд «Байкал» направлялся в Москву, на вокзале Ярославля мы встретились с начальником поезда. В двух словах, без подробностей объяснили, что нам необходимо перевезти в Иркутск некую древнюю святыню, имеющую большие размеры. Вид священнослужителей, видимо, внушил доверие бригадиру. Он предложил нам приобрести билеты в последний вагон обратного поезда, тогда последний тамбур будет в нашем распоряжении. Таким образом, необходимо было только дождаться, когда поезд дойдет до Москвы и, развернувшись, отправится назад в Иркутск.
Но в Москву «Байкал» не пришел. Как только поезд отъехал от Ярославля, на дороге перед ним произошла крупная авария: товарный состав сошел с рельсов, и шесть вагонов ушли под откос. К счастью, никто не пострадал, но движение остановилось надолго.
Ничего не подозревая, мы готовились к отъезду. Фирменный поезд «Москва–Иркутск» должен был проходить через Ярославль ночью. Купили билеты, вечером служили последний молебен в Толгской обители, тепло попрощались с братьями и насельницей и на монастырском «рафике» – к вокзалу. Потянулись долгие минуты ожидания, которые плавно перерастали в часы. Поезд опаздывал, но никакой информации добиться было невозможно. Через несколько часов объявили прибытие. Держа гробницу в руках, в сопровождении игумена Евстафия и кое-кого из монастырской братии вышли на перрон к предполагаемой остановке последнего вагона. К вокзалу медленно подползал грязный, побитый, ужасного вида поезд, ничего общего с нашим голубеньким фирменным «Байкалом» не имевший. Мы решили, что это ошибка, что «Байкал» подадут на другой путь или следом за этим «монстром». При этом – ночь и полное молчание диспетчера…
Беда заключалась в том, что из Москвы в Иркутск вместо «Байкала» отправили другой поезд. Причем, поездом этим оказался полуживой, многострадальный эскпресс «Дружба»: Москва–Ереван. <…>
Мы стояли в недоумении. Наверное, не меньшее недоумение вид священнослужителей с «гробом» вызвал и у проводника последнего вагона. Наконец, поезд тронулся, и в этот момент интуитивно пришло ощущение, что происходит какая-то ошибка. Мы с гробницей отчаянно бросились за поездом, при этом крича: «Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!» Наблюдавший за этой необычной картиной проводник сорвал стоп-кран. Далее началось что-то невероятное. Мы самовольно открыли последний тамбур, постелили приготовленные заранее два новеньких матраца, и уложили на них раку с мощами. Проводник пытался нам помешать, кричал, что его уволят, спрашивал, кто будет отвечать за провоз «мертвеца» и, указывая на гробницу, страшным шепотом восклицал: «Он же запахнет…». Проводника отталкивали, а нас садили в вагон, причем происходило все это очень быстро. <…>
Наш поезд недалеко отъехал от Ярославля. Впереди на дороге происходит крушение: и вновь товарняк уходит под откос, и вновь злополучные шесть вагонов, и вновь, к счастью, никто не пострадал. Такое совпадение до сих пор кажется необъяснимым. Позже кое-кто высказывал предположение о происках КГБ, но мне думается, что это плод тогдашней моды – все списывать на «органы». Скорее всего, возвращению Святыни противились силы гораздо более опасные и к тому же – невидимые. Те, о которых апостол Павел писал: «Наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной» (Ефес. 6, 12). Отец Сергий выразил в словах наше общее ощущение – не поезд везет мощи, а мощи везут поезд».