Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин), великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года в Курске. Его отец Исидор Мошнин был купцом и брал подряды на строительство зданий, слыл за чрезвычайно честного человека, усердного к храмам Божиим. В конце жизни он начал постройку храма в честь святого Сергия, но скончался до завершения работ. Исидор передал всё состояние своей доброй и умной жене Агафии и поручил ей довести дело построения храма до конца. Мать о. Серафима была благочестива и милостива, много помогала бедным и сумела воспитать в младшем сыне глубокую веру.

Агафия Мошнина в течение многих лет продолжала постройку Сергиевской церкви и лично наблюдала за рабочими. Однажды она взяла с собой младшего сына, семилетнего Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь ребенка: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь медным распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди.

Прохор поселился в Саровской обители. Там он проходил многие послушания: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Уже в эти годы Прохор по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник отец Иосиф и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Прохору было видение: в несказанном свете явилась ему Пресвятая Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие. Прохор быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Это имя хорошо отражало его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы.

В 1793 году в возрасте 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля отца Пахомия преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг — пустынножительство, ушел в келью в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу.

Здесь он стал предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной, и возвращаясь к себе в келью после воскресной литургии, за которой причащался Святых Таин. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги.

Преподобный Серафим выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около кельи он разбил огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, святой держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Великого поста он не принимал пищу до субботы, когда причащался Святых Таин.

В летнюю жару святой Серафим собирал на болоте мох для удобрения огорода, комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом».

Отражая нападки лукавого, преподобный Серафим взял на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне, грешному». Днем он молился в келье, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так он молился 1000 дней и ночей.

Однажды к святому пришли грабители и стали требовать у него деньги. У преподобного Серафима в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Разбойники стали бить святого, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келью в поисках денег. Всё сокрушив и ничего не найдя кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до кельи и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители.

Братия ужаснулась, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что святой Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный получил исцеление не от людей: в тонком сне ему явилась Царица Небесная с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынь. Оставшись навсегда согбенным, святой ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.

После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности его другом, святой взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Весной 1810 года святой Серафим возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения.

Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям. Матерь Божия явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл свои двери для всех. Старец видел сердца людей и, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя», «сокровище мое». Выходя из кельи, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева сказала святому: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении по молитве преподобного присутствовала одна дивеевская старица.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его кельи и приготовленного им для себя. Старец сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

2 января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей кельи, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из кельи преподобного. В келье святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

После обедни святого Серафима положили во гроб. Могилу блаженному старцу приготовили на том самом месте, которое давно было указано им самим, и его тело в продолжение восьми суток стояло открытым в Успенском соборе. Саровская пустынь до дня погребения была наполнена тысячами людей, которые собрались проститься с преподобным. Впоследствии усердием нижегородского купца Я. Сырева над могилой святого Серафима, Саровского подвижника, был воздвигнут чугунный памятник, на котором написано: жил во славу Божию 73 года, 5 месяцев и 12 дней.

По молитвам преподобного Серафима на его могиле происходили многочисленные знамения и исцеления. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.

Дни памяти – 15 января и 1 августа (по новому стилю).