Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором богословия.

В 1719 году отец Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири.

Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити…? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут. И куда? — Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».

Не получая жалованья, святитель и его спутники питались подаяниями русских купцов. Единственной отрадой для святого Иннокентия были богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря. Несмотря на тягостные условия жизни, святитель никогда не оставался в праздности: писал иконы, проповедовал слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам и просвещал их святым крещением.

В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре. В августе 1727 года святитель получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии. Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурятов, монголов, якутов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало архипастырский труд святителя Иннокентия тяжелым, а жизнь его полной лишений.

По странному недосмотру Сената он подолгу не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства Вознесенского монастыря содержалась монголо-русская школа. Неустанные заботы святителя были обращены на подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святой Иннокентий неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению архипастыря с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, — говорил святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась.

Трудами епископа Иннокентия было начато строительство каменного храма взамен деревянного в Вознесенской обители, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.

Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, святой Иннокентий сам строго выполнял его. Любил уединяться для молитвы в пещеру, которую выкопал для себя основатель Вознесенской обители старец Герасим, любил возносить свои моления и над могилой старца. По ночам святитель Иннокентий читал творения святых отцов. Часто, выходя ночью из своей кельи, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился возле него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах. Одежда его состояла из власяницы, поверх которой он надевал сделанный из кожи лося подрясник и кожаный пояс.

Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября (10 декабря по новому стилю) 1731 года.

В 1764 году тело святого Иркутского епископа обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению св. Иннокентия в 1800 году.

Мощи святого Иннокентия были открыты в 1805 году и почивали в Вознесенском иркутском монастыре. В 1921 году мощи были вскрыты властями для «медицинского освидетельствования» и под усиленной охраной увезены в неизвестном направлении. Долгое время мощи святителя считались безвозвратно утерянными. В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, неотапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.              В 1990 году нетленные мощи Иркутского святого были возвращены в Вознесенский монастырь.

Празднование памяти святителя Иннокентия совершается 9 декабря (по новому стилю), так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение». Также святителя чествуют 22 февраля (по новому стилю), в день обретения его мощей.